Юрий Парфенов: Дмитрий Малышко способен побеждать

1197

Юрий Васильевич Парфенов – первый тренер олимпийской надежды биатлона Дмитрия Малышко. Правда, к вниманию прессы Юрий Васильевич привык еще до начала восхождения Дмитрия на Олимп: из его тренерских рук вышел уже не один чемпион Европы и призер мира. И это притом, что тренер он – детский, т.е. начальной подготовки. Буквально – с детского сада.

— Приезжайте в Сосновый Бор, — согласился на интервью Юрий Васильевич.

Ощутив по телефону мое легкое замешательство (я-то надеялась поймать его в Петербурге), тут же предложил альтернативный вариант, поближе: Токсово, лес, первенство Санкт-Петербурга по биатлону, там и поговорим. После гонки.

Поскорее соглашаюсь на Токсово.

— Юрий Васильевич, как выступают ваши ребята на первенствах Петербурга?

— Практически все в призах, выигрывают. По старшим юношам, 16-17 лет, Анцухов Никита в сезоне выигрывал, на российском первенстве выступал. Бирюлев Павел тоже хорошо выступал. По средним юношам – Аджигитов Алексей, Иванов Никита. Ну, и по самым маленьким тоже есть хорошие ребята.

— А вы каких успехов добились в биатлоне?

— Сам я биатлоном никогда не занимался – занимался гимнастикой и лыжными гонками. Я из Нижегородской области, окончил там техникум в районе. Под Петербургом служил в армии, в Левашово. А брат мой был военным, строил атомную станцию в Сосновом Бору. Когда я приехал к нему в гости, в увольнение, мне в Сосновом Бору понравилось. И брат предложил: оставайся. Так я здесь и оказался. Сначала работал в школе учителем физкультуры. Потом мне предложили: есть место в детской спортивной школе – тренер по лыжным гонкам; там я четыре года поработал. А потом тренер по биатлону Василий Семенович Попов позвал меня в секцию биатлона, как раз открывалась тогда при атомной станции. И я учился в основном по книжкам.

— Вы так вдвоем и работали?

— Первый год я один работал. А следующие три года уже вместе. Василий Семенович и как педагог очень хороший, он втянул меня в эту работу, подсказывал. Сначала летние лагеря были. Зимой проводили соревнования. Начинали мы набирать детишек с детских садов. И мы прямо в детских садах проводили соревнования, чтобы дети шли, заинтересовать их. Но через три года Василий Семенович ушел на другую работу. Перестройка. Зарплаты никакой не было. Так получилось, что из семи тренеров этой ДЮСШ остался я один. Так и продолжал я работать. К счастью, ребята из биатлона, кто-то из тренеров – те, кто уже нашел себя в бизнесе, накопил, видимо, постепенно какую-то материальную базу – стали нам помогать, нашей секции. То есть, к чему душа лежит, что близко. И они нам помогают очень сильно. Без этих ребят продвижения вперед просто не было бы. Это вице-президент Федерации биатлона Санкт-Петербурга Иван Вячеславович Житенёв, его брат Володя Житенёв. Они проводят много мероприятий по линии городского спорткомитета, например, лыже-роллерные гонки на Дворцовой. Помогают и Алексей Лекарев, и Володя Мерзликин, Ляшок Александр, Поротиков Вячеслав и другие.

— Помощь финансовая?

— Да. Но я им всегда говорю: лично мне деньги переводить не нужно. Захотели инвентарь купить – спасибо, купите. Смазку – хорошо, смазку. Если хотите кому-то из ребят что-то типа стипендии – хорошо, давайте конкретному спортсмену свой контакт. Потому что не дай Бог, какие-то деньги неправильно пойдут, или еще что – мне не надо, чтобы люди потом обо мне нехорошо думали. И они, те, кто нам помогает, сами покупают инвентарь, помогают проводить соревнования.

— Результаты у ваших учеников быстро появились?

— В первые же годы у меня выросла девочка, Ваничева Ольга. В 1992-м стала серебряным призером чемпионата мира по юниорам. Потом она становилась 4-кратной чемпионкой Европы. За ней, следующая по возрасту, поехала на чемпионат мира Никулина Наташа; он как раз тогда проводился в Ханты-Мансийске. Правда, она там 7-я была. Потом Минченков Игорь, многократный победитель первенства России, чемпионата России. Отобрался на чемпионат мира по юниорам, в 2005 году. Там в индивидуальной гонке он завоевал бронзовую медаль, стал 3-м – после Свенсена и Фуркада.

Тогда же и Дима Малышко там участвовал, только по юношам, стал 8-м и 15-м: ветер был очень сильный, а Дима тогда был еще совсем неопытный. Как раз его соперником тогда был Антон Шипулин. Так что Антон и Дима друзья-соперники уже давно, лет с 15, наверное.

— Антон Шипулин в Москве тренируется?

— Сначала он за Тюмень выступал, он сам оттуда, потом за Екатеринбург. Теперь – да, в Москве. А Дима – здесь, в Петербурге. Диме же было на прошлом Чемпионате России предложение из Тюмени – чтобы он оставался там. Квартиру давали, и всё прочее. Но он решил, что – Питер, безусловно. Это его родное, здесь и болеть за него всегда больше будут. И он такой человек, серьезно мотивированный. Ну, да, на чемпионате мира не получилось. Зато потом получится.

— Как вы детей приглашаете в секцию, чем привлекаете?

— Да, детей действительно теперь нужно привлекать. Это не так просто – что, вот, пришли – и занимаются. Даже тогда давно, еще в самом начале своей работы, я стал проводить соревнования по биатлону прямо в школе. Договорился с физруками, с директором – что я принесу пневматические винтовки, установки поставлю в спортзале, будут медали, кубки.

— Стрелять – в спортзале, а бегать – вокруг школы?

— Нет, тоже в зале. Просто мы ставили установки не за 10 м, как полагается, а за 4 м, и там клали винтовки. Дети пробегали по залу бегом – ну, в половину зала был круг; и вот они пробегали 2 – 3 круга – и стреляли.

— Так это для совсем маленьких.

— Конечно, 2 – 3 класс. Как раз такой набор. И детям уже было это интересно. А почему я стал так делать – потому что старшие дети у меня еще оставались, а малышей я как наберу – а они у меня уходят. Я уезжаю на сбор, на две недели, на три – и всё, им уже неинтересно, они же маленькие, перерыв большой, и у них интерес угасает. Забывают. Да и не было даже человека, чтобы двери открыть, у нас же секция, и я там был один тренер. А набор же постоянно должен быть, пополнение. И тогда я переговорил с физруками – и начал проводить вот такие детские облегченные соревнования. Ведь из школы же дети никуда не уйдут, ходят на физкультуру. А когда я со сборов приезжал – то малыши уже приходили в секцию.

— Набор здорово вырос?

— Я же проводил соревнования и между классами: медали – за личную победу, кубки – команде. Так после этого приходили в секцию записываться целыми классами. Потом физруки из других школ узнали – и стали приглашать проводить такие соревнования и у них. А город наш Сосновый Бор компактный, и все школы находятся рядышком. Наша секция – посерёдке, а вокруг – четыре школы. Очень удобно. И таким образом я набирал детей. На следующий год Василий Семенович Попов пришел. А вскоре уже сами родители стали приводить детей, записывать на биатлон.

— Но детей же нужно еще удержать…

— А мы с Василием Семеновичем со временем ввели бонусную систему. Переговорили с родителями, тогда был родительский комитет. И, вот, для детей у нас есть бонусы: ребенок хорошо пострелял, хорошо пробежал – бонус, бонус, пять, десять. В конце каждой тренировки мы записываем в книжечку, у кого сколько. И в конце месяца – все получают бонусы: конечно же, сладкие – какие же еще детям! Получают сладкие призы абсолютно все. Просто тем, кто лучше тренировался и у кого лучше получалось – бонусы немножко побольше. И к нам уже дети идут и идут: а мы слышали, что у вас тут бонусы сладкие выдают! И сами дети рассказывают уже другим детям, такой народный телефон. Друг друга приглашают в секцию. А в конце года мы награждаем троих ребятишек, самых лучших. Тут уже призы посерьезнее, покупаем что-то большое. Главное – чтобы приз был большим, дети же. И так они рады!

— Ещё приз – если ваш любимый ученик Дмитрий Малышко пообщается, что-нибудь хорошее скажет.

— Так он постоянно с детьми общается, разговаривает, между сборами на базу приходит. Это он всё время делает. А осенью – он не успевал на награждение, ну, мы уже сами наградили ребят, его инвентарем, который он оставил.

— А он знает, что вы его инвентарь раздаёте?

— Так он для этого и оставляет. Роллеры, другой инвентарь – на призы детям. Это не его личный инвентарь – а тот, который он привозит на призы.

— Анатолий Николаевич Алябьев говорил, что вы большой энтузиаст своего дела, даже учеников на юг на своей машине возите, зато у вас и результаты есть.

— Да, на юг детей вожу, правда. Нет, конечно, не на своей машине, далеко ведь. Мы организуем лагерь уже 15 лет, в одном и том же месте, очень хорошее место, в заказнике, в ущелье – в Анапе. Место называется Сукко. Там реликтовый лес можжевеловый… И директор лагеря очень хороший, помогает, если что нужно.

Первое время, это в конце 1980-х, всё обеспечивала атомная станция – у нас же секция при атомной станции была. А когда в 2008 году нас вывели – культуру, спорт, детские садики – из-под атомной станции, то наш биатлон в частности взяла под себя мэрия. И сейчас только зарплату получаем. А остальное – спонсоры.

— Вы – детский тренер, в отдельно взятой секции начальной подготовки. Но у ваших учеников стабильно приличные результаты на уровне сборной страны и европейских и мировых первенств. У вас какой-то секрет есть?

— Да, нет, никаких секретов. Работаем, стараемся. Работаем по книжкам, а где-то и по ощущениям. Но секретов – нет. Потому что дети же разные. Не надо одного шаблона на всех. И потом, дети же меняются, так же как и мир меняется. Нужно всё это учитывать. Раньше уже с детства работали, трудились, чего-то хотели добиться именно своим трудом. А сейчас дети настолько слабые сами по себе… Физически очень слабые. Их взрослые такими сделали, даже хотя бы потому, что сейчас только везде видишь, как детей одергивают: сиди здесь, на одном месте, никуда не ходи, не шуми, не бегай. А нормальные здоровые дети – они и должны быть физически активными, их такими природа сделала.

Сейчас – пришли дети, стараешься подобрать им подходящую нагрузку, видя их состояние. И такого у нас просто нет: давай-давай. Ребенок – он растет. Даже вот приходят шестилетки, родители приводят – ему только помогать нужно, чтобы он правильно ходил, правильно то и это. Давать упражнения на правильное развитие. А не то, чтобы его форсировать к чему-то. Мы детей не переламываем – стараемся, чтобы ребенок в удовольствие занимался. И почему вот эти бонусы – чтобы у ребенка всегда было ощущение: а может, дальше еще лучше будет? А не так, что он пришел на тренировку, а с ним не поговорили, ничего, и ушел. У нас постоянно общение идет. «А ты знаешь, почему у Машеньки бонусов больше, а у тебя меньше? Потому что – смотри, там лучше получается, а у тебя пока нет. Дома постараешься сделать вот это. Будешь стараться – и у тебя получится».

— Вы всё так же детсад набираете?

— Да, сейчас у нас есть пять человек, их из садика родители приводят – шестилетки. У них как раз тихий час, они в это время на тренировку приходят. И с самого детства они уже привыкают, втягиваются. Ко мне ведь уже давно из детсада приходят, много лет. Они просто катаются. Пришли покататься – покатались. Постреляли. У нас стоят на упорах специальные тонкие винтовки. Это большое спасибо Анатолию Николаевичу Алябьеву – это, конечно, человек… Его можно хвалить сколько угодно, и не перехвалишь. Он очень много помогает детским спортшколам, секциям. Обратись к нему по любому вопросу – и он всегда ответит положительно. Конечно, иногда бывает, что где-то просто не получается. Но в любом случае он постарается помочь. И он, и еще ребята – как-то мне всегда везет на таких людей: если слово сказали – обязательно сделают. Начальник атомной станции сказал: поедешь на сбор, на соревнования, куда там тебе надо, не переживай, — всё, он своё слово сдержит. Сейчас директор комплекса «Малахит», при котором наша секция, тоже, если сказал – сделает. И Федерация наша биатлона, и Анатолий Николаевич нам помогают. И еще, конечно, Союз биатлонистов России, Михаил Дмитриевич Прохоров, тоже он детский спорт сильно развивает. Прислал недавно инвентарь, мы дали заявку, что нам это необходимо. Коврики – нам выделил, столько-то пар лыж – выделил, столько-то ботинок – выделил. Винтовки, и пневматические, и газо-баллонные – тоже выделил, которые сейчас современные и очень хорошие. И прислал деньги на спортшколу, 320 тыс. руб.

— У вас свой подход к каждому ученику, а к Дмитрию Малышко тоже был особый подход?

— Дима пришел в четвертом классе. И он незаметный человек был. В том смысле, что как явный лидер, или претендующий на лидерство – он никогда таким не был. Спокойный, уравновешенный, нормальный человек. А потом, через четыре года занятий, были соревнования, здесь, в Токсово, первенство России, но по регионам. Это первенство страны проводили в трех-четырех местах, чтобы юношам не лететь куда-то там в Красноярск. И это первенство Северо-Запада Дима тогда выиграл у своего основного соперника, очень много. И первый день выиграл, и второй день выиграл. Это он еще маленький был. Но уже тогда проявлялась гоночная и стрелковая подготовка. Умение собраться. А так – всё то же самое, и в лагеря ездили, это летом. Зимой – какие-то сборы. Раньше, конечно, атомная станция давала возможность куда-то поехать.

У нас хороший контакт с тренером ШВСМ Дмитрием Альбертовичем Кучеровым. Если я почему-то не успеваю, и вырастают дети – к нему переходят. Это уже более взрослые. ШВСМ здесь же, в Токсово.

— У вас есть любимчики?

— Нет. А конкретно с Димой Малышко много общается Анатолий Николаевич Алябьев; Дима его любимчик. Анатолий Николаевич, конечно, молодец, и в свое время он Диме здорово помог, когда Дима собрался биатлон бросать. Были у человека трудности, и Анатолий Николаевич помог ему в биатлоне остаться. За это ему тоже большое спасибо. Дмитрий, в свою очередь, подружился с ребятами, которые ему тогда помогли, когда было трудно. Теперь они часто общаются. Порой на соревнованиях встречаются: те ребята тоже биатлонисты, и сами выступают, только по ветеранам. Молодые ветераны, лет по сорок. Хорошие ребята.

А что касается Дмитрия – я думаю, что у него всё получится. Я даже в этом уверен. Он очень перспективный талантливый спортсмен. Сильный, с отличной техникой, прекрасно подготовленный. Он способен на очень многое, а точнее, на всё то, что он сам для себя определит. Он готов побеждать. Осталось только ему самому в это поверить.

Беседовала Александра Михневич, мастер спорта