Александр Ушаков: Биатлонных стадионов должно быть много

730

Начинается новый зимний сезон. Сезон не простой – олимпийский. В списке кандидатов на участие в Олимпийских играх в Сочи есть и биатлонисты из Петербурга.

Остальные петербургские биатлонисты, которые пока не собираются на Олимпиаду, тоже готовятся к новым стартам. О подготовке рассказал 5-кратный чемпион мира, участник 3-х Олимпиад, тренер женской команды Санкт-Петербурга по биатлону Александр Ушаков

— Александр Андреевич, какое настроение у биатлонистов в начале нового сезона?

— Хорошее настроение. У нас три кандидата на участие в этих Олимпийских играх: Малышко Дмитрий, Юрлова Екатерина и Сорокина Наталья. Катю тренирует ее отец. Может, это и к лучшему. Они сейчас ушли от той методики, по которой с ней работал Вольфганг Пихлер. Наверное, его методика к ней не подходит, сейчас Катя тренируется под руководством старшего тренера мужской команды и личного тренера Юрлова В.В. в составе национальной сборной (мужской состав).

А если говорить о питерской команде – команда боеспособная. Хорошие девчонки. Смирнова Лена, Никитенко Юля, Рыжкова Аня (кандидат в юниорскую команду страны). Еще переехала к нам из Читы Миловидова Настя, поступила в Университет растительных полимеров. Тоже сильная, перспективная девушка.

— Насколько изменилась методика подготовки в современном биатлоне?

— Биатлон стал более скоростной. Скорости возросли, прежде всего, из-за конькового хода. В связи с изменениями правил и усовершенствованием оружия повысился и уровень стрельбы – намного возросла скорострельность. Вот, у нас сейчас крепко ругают Пихлера. Что, дескать, у него такая методика, что нашу женскую команду он погубил. Ну, погубил – не погубил – это время покажет. Но дело-то всё в том, что у нас в стране была лучшая методика подготовки спортсменов. У нас учился весь мир. И вдруг мы эту систему забросили! Вот это плохо. А сейчас – возвращаются к той же системе, только на современный лад. И никуда от этого не денешься. Вот, Николай Петрович Лопухов – великий тренер; он же не изменил систему подготовки. Он как работал по ней в советское время, так продолжает по сей день. Ну, вот что тут нового можно придумать? Велосипед заново изобрести?..

Да возьмем даже коньковый ход – сначала, когда его придумали, коньковые скольжения были сильно в стороны, а сейчас толчок идет вперед – в сторону, вперед – в сторону. Всё возвращается к более естественному состоянию. Особенно иностранцы стремятся совместить коньковый ход с классическим: посмотрите, как бежит Мартен Фуркад или Дарья Домрачева.

Кстати, впервые коньковый ход применили на Олимпиаде в 1984 году – швед Гунде Сван пробежал, все подхватили. И, вот, уже 30 лет бегают.

— Где больше проходят тренировки: дома, в своей СДЮСШОР (ШВСМ по ЗВС) в Токсово – или на выезде?

— Чаще мы на сборы ездим. В СДЮСШОР (ШВСМ по ЗВС) хорошо, но все время дома тренироваться невозможно. Вот, ждем, что достроят в Токсово новый Центр подготовки сборных команд по лыжным гонкам, биатлону, фристайлу. Он уже почти готов, но есть недоделки. Например, козырек на стрельбище изначально сделали слишком низким, стрелять было очень неудобно – толком не прицелиться. Ждем, доделают его, тогда будем больше здесь тренироваться. Это должен быть первоклассный Центр, пусть только его до ума доведут! И еще: у нас большая проблема с сервис-группами. То есть, попросту толком у нас их и нет.

А сейчас пока надеемся на базу ВИФК – Военного института физкультуры. Подготовкой там руководит профессор, Заслуженный мастер спорта Анатолий Николаевич Алябьев, двукратный Олимпийский чемпион по биатлону, 1-й вице-президент нашей городской Федерации. Там, на этой базе, сейчас строится стрельбище. Строится очень быстрыми темпами и качественно.

— Вы побывали во всех лыжно-биатлонных комплексах России?

— Да, побывали везде. Хороший биатлонный стадион отличается тем, что там должен быть хороший хозяйственник. И должно быть всё четко расписано. Когда мы приезжаем на сборы в эти города, мы ковры сами не носим. А всё четко: по заявке на твою команду дают ковры, удобные покрашенные установки и т.д. Ну, да, бывает, что в некоторых городах мы сами мишени вешаем. А в некоторых – уже всё установлено заранее. То есть, мы приезжаем работать профессионально. И условия должны нам это позволять.

— А какой из стадионов вам больше всего понравился?

— Знаете, если говорить о доступности – где больше всего можно привлечь народа – то лучше всего Ижевск и Уфа. Там такая заполняемость! Это же идет поток детей: с самого раннего утра и до позднего вечера!

Если говорить о Красноярске, то там немножко далековато, расположен он не очень. Если взять Тюмень – то это уж совсем далеко от города, 40 км где-то. Но зато стадион там шикарный. Может, и в мире такого второго нет…

— А что там такого?

— Он огромный, современный. Внушительный корпус в 3 этажа: администрация, оружейка, столовая, пресс-центр. Спортзалы. Ну, всё есть. Гостиницу сейчас строят. Губернатор там фанат биатлона…

В Ханты-Мансийске тоже условия прекрасные.  Но – вот мы строим такие стадионы в отдаленных районах, а население-то в этих городах относительно небольшое. Точнее, в Тюмени-то немало – 600 тыс. человек живет. А в Ханты-Мансийске – и 100 тыс. нет! Почему же у нас-то здесь поближе ничего такого нет? Туда ведь очень далеко ехать. А у нас в Петербурге 5 миллионов населения, и один стадион – и тот достроить никак не можем. Ну, и условия, конечно, нужно создать, и не только основному составу. Ведь чтобы новую смену брать, ее сначала вырастить надо. Вот, в Ижевске эту проблему решают. Там интернат прямо у стрельбища расположен. И, вот, маленький парнишка идет – у него приклад до пола достает. Но он же все время в этом варится, постоянно стреляет, каждый день совершенствует свои навыки. Дети проснулись – вышли из гостиницы – и через пять метров на лыжи встали. Эти ребята подрастают, куда-то дальше отбираются, уезжают. А смотришь на следующий год – а у них опять полно способных детей. Потому что система толково устроена, интернат работает. Специализированный.

— По зимним видам?

— По биатлону! Отдельный интернат, только биатлон, с 4-го или с 5-го класса. И не просто набор – серьезный отбор идет. В Ижевске есть детские соревнования по биатлону, на которых отбирают ребят в этот интернат, большой конкурс. Дети там живут, питаются. Я был на открытии. Бассейн, медпункт хороший, комнаты для проживания на двоих, в комнатах душ, всё благоустроено. Со школами договоренность: ребята тренируются в определенные часы, утром; потом уезжают учиться. А потом – обед, и еще тренировка. Всё, как обычно в спортивных интернатах.

И нам так же надо! Я сторонник того, что всегда надо воспитывать своих, преданных городу, ребят.

Беседовала Александра Михневич, мастер спорта