Возможности – есть. Было бы – желание

418

Время летит так быстро, что – не успели мы оглянуться – а до Олимпийских игр в Сочи осталось немногим больше года. Прыгнуть выше головы за такой срок вряд ли кому-то удастся, так же как и кардинально что-то изменить в системе подготовки олимпийцев. Но решить насущные проблемы – сохранить и даже улучшить уже имеющиеся достижения – можно вполне.

О том, как сейчас обстоят дела в нашем спорте и чего ждать в Сочи, нам рассказал начальник отдела по организации спортивной работы СПб Комитета по физкультуре и спорту Владимир Куликов.

— Владимир Яковлевич, какие сейчас есть у людей возможности заниматься зимними видами спорта?

— У нас есть детские спортивные школы, где можно заниматься, пожалуйста. Есть частные клубы, но это уже другая тема, здесь люди оплачивают абонементы. В основном это касается дорогостоящих видов спорта, там, где требуется дополнительное финансирование родителями. Из зимних видов это горнолыжный спорт – там занятия на платной основе.

— Что касается бесплатных школ – они есть по всем зимним видам?

— Да, по всем видам, которые есть.

— На какие виды делает упор спорткомитет СПб?

— Приказом Минспорттуризма РФ за нами закреплены 5 зимних видов спорта. Лыжные гонки, фигурное катание, прыжки с трамплина, керлинг и горнолыжный спорт. Но мы сделали ротацию, пока не утверждено, и попросили вместо прыжков с трамплина дать нам биатлон. В связи с тем, что это согласуется с Министерством спорта и туризма, наши ходатайства по трем видам спорта, в том числе и по одному зимнему – биатлону – пока не удовлетворены.

— Что касается прыжков с трамплина – у нас разве трамплинов нет?

— Трамплины-то есть. Но, что касается конструкций, соответствующих мировому уровню – их в России нет. И поэтому вся подготовка происходит за границей. Это раз. И потом – люди-то растут при имеющихся методиках и конкуренции. Так что успехи и в прыжках с трамплина, и в лыжном двоеборье – пока что в прошлом. Вот сейчас появился хороший мальчик в Выборгской детской спортивной школе, Ромашов, он стал призером этапа Кубка мира, который проходил в России Челябинской обл. Но, к сожалению, когда он поехал на другие трамплины, он там стал занимать 20-е места.

— Какие виды наиболее медалеёмкие?

— Из зимних – биатлон, конькобежный спорт, лыжные гонки, горные лыжи. Но, к сожалению, в горнолыжном спорте мы настолько далеко отстали, что, по большому счету, нам рассчитывать на успешное выступление не приходится. В конце сентября было совещание в Минспорта, как раз по поводу подготовки к Олимпиаде-2014, оно носило служебный характер… Что касается выступления наших спортсменов на прошлой Олимпиаде, то мы участвовали в трех видах спорта: фигурное катание, лыжные гонки и конькобежный спорт. Выступало 10 человек. В Сочи мы уже будем представлены в 6 – 9 видах спорта, можем рассчитывать на 15 – 20 человек, бороться за 3 – 6 медалей.

— Какие средства государство выделяет на развитие зимних видов?

— Я не государство, точно не могу сказать, скажу только, что деньги выделяются – и деньги выделяются большие. И Федерации рапортуют, что они готовы завоевать медали. Ну, а как там будет на самом деле… Задача, которая стоит – занять 1 – 3 место – на мой взгляд, нереальна. Потому что на Олимпиаде в Ванкувере мы были 10-е. А сейчас – вот, в марте этого года заходил на сайт и смотрел: место сборной команды России без участия хоккейной команды – 13-е.

Мировая практика показывает, опять же, если судить по Лондону: можно подняться на два, на три места. Яркий пример: Великобритания в Пекине был 4-ой. Мы были 3-ми. Ротация. Немцы были 5-ми – сейчас стали 6-ми. А на пятое место поднялась Южная Корея, которая до этого была 6-7. А сделать скачок на 8-9-10 ступенек – просто нереально. Практика показывает, что из 15 видов спорта, которые включены в программу зимних Олимпийских игр, медали, в основном, можно получить в 5 – 6. А у нас в том же конькобежном спорте, медалеёмком, пока есть 1 человек. Который сказал и на Олимпиаде 2010 года, и на чемпионатах мира, что будет бороться за медали. А больше никого нет.

В шорт-треке пока никаких успехов нет. Хотя мы недавно взяли на работу южно-корейского тренера. А еще – южно-корейский Олимпийский чемпион 2006 года в шорт-треке, сейчас получил российское гражданство, будет выступать за нас. И один американец русского происхождения – то же самое, попросил Российского подданства в горнолыжном спорте. Идет обычная мировая практика, как было в Лондоне, когда все англоязычные спортсмены в мире, которые захотели выступать за Великобританию, получили британское гражданство. И на Олимпиаде выступали за Англию.

— Что у нас осталось из советской школы?

— Советская школа – как методика – осталась. А вот советской системы – увы, нету. Были ДСО и ведомства – их больше нет. Альтернативы им нет никакой. В 2008 году умерло СКА – Спортивный Клуб Армии. Хотя во всем мире, например, в Германии, все ведущие спортсмены являются военнослужащими. Примерно такая же схема и в Америке. И в Китае. Или вот все говорят о студенческом спорте. В моем понимании, студенческого спорта как такового – как во всех странах мира – у нас нет. Студенческий спорт – это когда спортсмен, поступая в ВУЗ, имеет какие-то льготы. Начиная с питания, стипендии и т.д. Интересная практика в Америке: там могут не принять в университет человека с хорошим дипломом, но обязательно примут хорошего баскетболиста. А наша система этого не позволяет.

И самое главное, что та система – когда были спортивные команды, спортивные клубы Армии – сейчас ее нет. Мы можем призывать по линии «Динамо» не более 20 человек в год. И это – на все виды спорта! Поэтому все ребята стараются поступать на дневные отделения, там, где есть военные кафедры, чтобы по максимуму получить отсрочку от службы в рядах Вооруженных Сил.

— Другие страны у нас что-нибудь позаимствовали?

— Другие страны с удовольствием взяли нашу систему. И успешно внедрили у себя, с учетом своих особенностей и менталитета. И – получают теперь хорошие результаты. По всем видам, не только по зимним. Просто хочу напомнить, что в 1988 году Китай на Олимпиаде в Сеуле занял почетное 18-е место. А сейчас они – в двойке лидеров. А последний успех российской команды был в Сиднее, когда наша сборная в общекомандном зачете стала 2-й. Сейчас мы 4-е. И как там всё будет у нас на летних Играх в Рио-де-Жанейро, с учетом того, что это не самый привычный часовой и климатический пояс?.. И там Олимпиада будет, скорее всего, даже не в сентябре, а позже. А у них сентябрь – это еще весна… Это как летняя Олимпиада в Мексике в 1968 году. Был октябрь месяц. Высокогорье, жара страшная. Тяжёлая была Олимпиада, все в обморок так и падали. Да и вообще, к этому времени – к октябрю – спортивный сезон в России уже заканчивается. Так что, вероятно, ожидаются проблемы в медалеёмких видах спорта, где раньше мы были впереди планеты всей, а сейчас…

— Какие задачи ставятся на 2013 год? В плане подготовки к Сочи?

— У нас три основных задачи. Первая и главная – успешное выступление на двух Спартакиадах: 6-я зимняя и 6-я летняя Спартакиады учащихся. На предыдущей зимней мы были 4-ми, на летней – 2-ми. Сейчас – хотя бы на зимней бороться за 3 место, на летней – хотя бы остаться на тех позициях.

В конце этого года со всеми олимпийцами – по расширенному списку – будут встречи, будут определены насущные проблемы, будем решать. Вот, мы рассчитывали на социальный дом, который должен быть сдан в эксплуатацию в марте этого года, потом – в декабре этого года. А сейчас есть информация, что будет сдан в декабре следующего года. Нам обещали там 80 квартир, и спортсмены, которых бы мы туда заселяли, платили бы только 5-7 тысяч рублей – за коммуналку. Причём, квартиры мебелированные. Единственный минус – они будут даваться на период занятия спортом или работы тренером, т.е. служебные квартиры. Но – все равно хорошее дело. Мы смогли бы ряд ребят пригласить из других регионов, и они на период пребывания в Санкт-Петербурге имели бы нормальные жилищные условия.

— Как будет идти отбор на Олимпийские игры?

— Как раз в этом году все российские Федерации должны сделать критерии отбора. В тех видах, где есть голы-очки-секунды – отбор будет либо на Чемпионате России, либо на ближайших Чемпионатах мира и Европы. Например, вопрос попадания спортсменов в фигурном катании будет решаться на Чемпионате мира 2013 года. И для нас минус в том, что по итогам предыдущего Чемпионата от нас будет выступать 1 человек. Если Плющенко будет в шестерке, то это даст возможность выступления трех человек. Если в десятке – то двух. Но плюс Олимпиады в том, что в командных видах спорта – например, в керлинге, где мы не очень сильны – команда допускается автоматом. С учетом того, что почти полностью мужская сборная команда России укомплектована спортсменами из Санкт-Петербурга, могут попасть 5 человек. Недавно на исполкоме Федерации кёрлинга было принято решение о назначении главным тренером сборной страны – нашего земляка, Юрия Вадимовича Шулико.

— Чего сейчас не хватает спортсменам, чтобы выступать более успешно?

— На мой взгляд – мотивации. Я имею в виду петербуржцев. К сожалению, очень много отвлекающих факторов. Практика показывает: спортсмены, которые приезжают с периферии, наиболее мотивированы. И добиваются лучших результатов – порой даже при худших исходных данных.

— Только петербуржцы страдают барскими замашками, или это касается и москвичей?

— Москвичи сделали анализ после Пекинской Олимпиады. И пришли к плачевному итогу: у них только 1 (!) человек – который воспитан в Москве, а не приехал откуда-нибудь – завоевал золотую медаль. Все остальные люди, которые завоевали медали, к Москве имеют самое отдаленное отношение. Т.е. их просто купили, сделали параллельный зачёт. Получается, что во всей огромной столице своих спортсменов нет… Или просто пахать никто не хочет.

В свое время Правительство Москвы сделало большой шаг – от 30 до 40 тысяч рублей доплаты преподавателям спорта. Независимо от того, где человек работает. Как в государственных учреждениях, так и в негосударственных. И если там начинающий тренер получает зарплату 40 тысяч, то у нас он же получает 7 тысяч. У нас проблема в том, что молодые люди не хотят на этом поприще работать. Потому что – чтобы получить хорошую зарплату, надо сначала за 7 тысяч проработать 5-6 лет. Чтоб людей набрать, обучить, чтобы они чего-то достигли. Ясно, что в Москве чисто финансово больше возможностей, но смысл таков: сейчас руководитель департамента Воробьев прекратил подписание всех параллельных зачетов. Потому что в противном случае деньги уходят на параллельщиков, а работа со своими спортсменами – уходит в сторону. А то в любой момент они могут любого купить. И дошло уже до смешного: начинают параллелить спортсменов 13-14 лет.

Кстати, что касается Подмосковья: там более динамично развивается строительство спортивных сооружений. Так, у них в каждом городе есть закрытый легкоатлетический стадион. Ясно, что у них и школа-интернат больше, соответственно, больше конкуренция. А где есть здоровая конкуренция – идёт рост результатов.

Беседовала Александра Михневич