Дмитрий Васильев: Всё идет по плану!

489

В последнее время биатлон в нашем городе серьезно растет и развивается. Два года Федерацию биатлона Санкт-Петербурга возглавляет двукратный Олимпийский чемпион Дмитрий Васильев. Он рассказал о том, с чем петербургские биатлонисты начинают новый сезон

— Дмитрий, перед началом нового олимпийского сезона испытываете волнение?

— Когда сам был спортсменом – да, конечно испытывал. Любой спортсмен перед началом сезона всегда испытывает волнение. Потому что каждый новый сезон не похож на предыдущий. И от того, как он начнется, зависит, каким он будет на всём его протяжении. Поэтому всем хочется на первых стартах в сезоне выступить более-менее внятно. Чтобы показать – пусть и промежуточный – неплохой результат. Все всегда волнуются в начале сезона, все хотят выступить хорошо, ярко. И опасаются: вдруг они не настолько хороши, как себя ощущают.

Непонятность ситуации – вот с чем связано первоначальное волнение. А в остальном – уже все давно и хорошо друг друга знают. Все профессионалы, все знают, как стрелять, как бегать и т.д., все всё умеют. Но начало – это всегда очень интригующе и очень волнующе. А уже с первыми гонками всё встает на свои места. И все видят, кто чего стоит.

— Наверное, в начале сезона еще рано говорить о результатах? Олимпиада – впереди, пик нужен там…

— Да, но существует проблема отборочных стартов. Если спортсмен на протяжении отборочного периода не проявил себя никак, то он просто не попадает на основной старт. И его спортивная форма уже никого не интересует. Поэтому надо показать себя и в отборочных стартах, и при этом раньше времени не форсировать себя, чтобы успешно выступить на главном турнире. В этом и заключается искусство, мастерство спортсмена. Все понимают, конечно: главный старт – это Олимпийские игры. К ним готовятся годами, а иногда – всю жизнь. И допустить ошибку никто не имеет права.

— На недавнем Кубке мира гонялись петербургские биатлонисты, как вы оцениваете их выступление?

— Я не могу сказать, что хорошо выступали. Но, в принципе, ничего страшного не было. Ни с Дмитрием Малышко, ни с Катериной Юрловой. Кате немножко не повезло. На первой гонке – на пятнашке – у нее открутился диоптр, и она его потеряла. И не смогла нормально выступать, и сразу получила огромный штраф. По ходу – она здорово бежала, все отметили, что ход у нее очень хороший. Но, вот, к сожалению, такой казус. Ну, а на второй гонке – не знаю, как будто рок какой-то… Она бежала уже по разбитой трассе и наехала на выступивший из-под снега булыжник. Распорола лыжу, упала, потеряла сразу секунд 25 – это на спуске было. Остаток дистанции бежала на распоротой лыже, сильный тормозящий момент… До слез обидно, непруха какая-то.

Но думаю, ничего страшного, всё равно Катя себя проявит. В этом году она по ходу здорово прибавила. Выглядит очень прилично, и не только на фоне наших девушек. Ну, а стрельбу – надеюсь, сейчас подтянет. И всё будет хорошо.

Дмитрий – да, он немножко загрузился перед первым стартом. Но он и в прошлом году на Кубке IBU здорово выступил, а потом приехал на следующий этап Кубка мира – и там ходом уже тяжеловато бежал. Загрузка не давала легкости. Но потом он разбежался к январю. Мы видим и сейчас – он всё лучше и лучше разбегается с каждым стартом. Он идет по своей хорошей схеме, нормальное развитие событий. Другое дело, что он должен подвестись к основному старту – к Олимпийским играм – получше, чем в прошлом году. Когда ему совсем чуточку не хватило. Я уверен, что всё у него получится.

— То есть, у них обоих есть все шансы выступить на Олимпийских играх в Сочи?

— Да, конечно.

— Если говорить не о двух лидерах – а о сборной города: с каким потенциалом петербургские биатлонисты входят в этот сезон?

— В этом году мы приняли за основу стратегии развития упор на молодежь. Мы набрали много молодых спортсменов, считаем, что это перспективный путь развития. Потому что «ветераны» городской сборной (назовем их так, которые бегают давно и так и не могут показать серьезные результаты), наверное, должны дать шанс молодым. Чтобы молодые ребята могли раскрыть себя.

Пока еще рано говорить о результатах. Но у нас есть подающая надежды Аня Рыжкова, есть очень неплохие юноши, которые уже завоевывают призовые места на всероссийских соревнованиях. В плане молодых и перспективных у нас как раз всё очень неплохо обстоит. Думаю, что уже в этом сезоне мы увидим кого-то из них в числе лучших спортсменов. И сможем гордиться тем, что у нас снова появились члены национальной сборной России. Это очень важно.

— В петербургском биатлоне последние года два идет серьезный подъем – наверное, можно назвать это прорывом.

— Я не стал бы говорить, что это за последние два года. Просто серьезные системные изменения видны не сразу. На это нужно время. И то, что сейчас некоторые молодые ребята стали показывать результаты, не говорит о смене руководства и т.п. – нет! Просто всё к тому шло. Всё закладывалось раньше, работа велась – всеми теми, кто любит биатлон и болеет за него всей душой. И правильный подход к развитию предопределил то, что сейчас мы начали – только еще начинаем! – пожинать плоды.

Всё это – тяжелый системный труд. Он начался задолго до того, как я пришел на пост президента. Упор делался на фундаментальные вещи. Поэтому всё идет своим чередом. Так и должно быть. Другое дело – что, конечно, хочется быстрее! Но быстрее не всегда получается… И вот сейчас всё уже так совпало, что ребята начали показывать результаты.

Чем серьезнее предварительная подготовка, тем стабильнее результат. И тем дольше держится успех. А он придет, обязательно.

— А что за фундаментальные вещи?

— Мы открыли два отделения биатлона в детских спортшколах города. До этого вообще не было ни одного! (Имею в виду последние два десятилетия, когда вместе с развалом СССР была утрачена и мощная спортивная система). Детские отделения по виду спорта – считаю, это базовые вещи, без которых вообще развитие не возможно. А переманивать из других регионов спортсменов, уже более-менее подготовленных – наверное, это не самый правильный путь развития. Одно другому не мешает, но в первую очередь мы должны опираться на свои кадры. И развивать свой детский спорт. Это первое.

И второе – это материально-техническая составляющая. Мы постепенно создаем бюджет Федерации биатлона СПб – с таким расчетом, чтобы чувствовать себя уверенно. И – планировать на будущий год уже более серьезные вещи. Такие как закупка оружия, дополнительного инвентаря – лыжи, палки и т.д., смазки. Это тоже очень важно. А ждать или ходить с протянутой рукой – в этом году тебе дали, а следующем могут и не дать – это не системный подход.

Мы наметили понятные и определенные направления. Это как раз и есть базовые вещи.

— Каково сейчас состояние материально-технической базы в Петербурге? Чего у нас не хватает для успешного тренировочного процесса?

— Да много чего не хватает. Во-первых, не хватает своей базы. Такой, где мы все могли бы спокойно тренироваться. Да, вроде бы уже существует база Лесгафта (Центр подготовки сборных команд), но пока она официально не функционирует. Там надо еще проводить различные согласования, получать лицензии и т.д. И это всё же будет база Лесгафта, на который и мы тоже сможем тренироваться.

И на подходе база ВИФК. Там практически готов новый лыжно-биатлонный стадион. И вот когда у нас будет своя база – а если две, то вообще прекрасно! – тогда мы будем знать, что у нас есть свое место, где мы можем готовиться планомерно.

И, конечно, материально-техническое оснащение. Того, что есть, недостаточно. А ведь это должно всё время обновляться. Потому что требования постоянно возрастают. И мы должны идти в ногу со временем. А если мы будем отставать катастрофически – то смысла никакого не будет тратить деньги вообще. Зачем?..

Надеюсь, что ситуацию с матчастью мы в этом году исправим. И значительно продвинемся вперед.

— Еще же строится биатлонный тренировочный стадион в Калининском районе Петербурга, в непосредственной близости от СДЮСШОР-3, которую вы возглавляете, и где было открыто первое отделение биатлона в городе.

— Да, но там не всё просто. Есть некоторые сложности с землей – пока что статус земель «общего пользования». Мы хотим, чтобы часть территории была передана под нужды детского спорта. Сейчас над этим работаем. Хочу отметить, что и район, и город идут нам навстречу. Думаю, что уже через два года этот стадион будет.

— Пока что петербургские биатлонисты тренируются на выезде?

— Да, в Финляндии, в Карелии, на Урале.

— А когда вы сам выступали – где тренировались?

— Большей частью в Советском Союзе. Были у нас и выезды в Австрию – на глетчер, в Рамзау. И просто на соревнования за границу выезжали, на этапы Кубка мира и т.д.

Конечно, у нас в Союзе были свои базы. Просто с развалом Советского Союза эти базы «ушли» вместе с республиками. В Белоруссии – Раубичи, в Грузии – Бакуриани, в Армении – Цахкадзор… А нам теперь пришлось довольствоваться тем, что имеют наши зарубежные соперники – те же Австрия, Финляндия и т.д. Там сбор можно провести дешевле, чем у нас, и более качественно. Это не потому, что мы такие привередливые, и нам подавай только заграницу, нет. Просто это жизненная необходимость.

— Это вы говорите уже о сборной страны. А когда вы были еще в сборной города?

—  В сборной города я никогда не был. В сборной ЦС «Динамо» был недолго, юниором. А потом сразу в сборной СССР.

— Методика подготовки спортсменов сильно изменилась с тех пор, когда вы сам тренировались?

— Базовые вещи – они никогда не меняются. И не поменяются никогда. Другое дело, что объем – количество этих самых базовых вещей – меняется всё время. То больше делают, то меньше. А так – в принципе, одинаково. Появились дополнительные вспомогательные средства. Новые качественные тренажеры. Качественно новые физические упражнения в области ОФП – т.е. фитнес. Теперь есть отдельный тренер, который готовит только по фитнесу. Вот такие новые вещи. И мне кажется, это позитивно отражается на результате.

И, конечно, средства восстановления. Их развитие тоже вышло на качественно новый уровень. Все знают, сколько сейчас Кубков мира, других соревнований. Если вовремя не восстанавливаться – вообще никто не выдержит. Медикаментозное сопровождение современному спортсмену просто необходимо. И по-другому невозможно. В наше время это всё было достаточно скромно. Ну, каждое поколение всегда не похоже на предыдущие, так и должно быть.

Вот, например, те же самые коврики – нам они и не снились! Это же вообще фантастика.

— А вы, что, прямо на снег укладывались?

— Да, в снег падали, конечно, или прямо в грязь. Или в воду… А рубеж теперь какой идеально ровный!.. А у нас же: придешь, а там как непаханое поле, и лежишь как коряга. И каждый рубеж был разный. А у них теперь всё одинаковое, и ровное как стол.

— А результаты в биатлоне сильно изменились с течением времени?

— Да, конечно изменились. Во-первых, трассы готовят совершенно по-другому. У них сейчас трассы просто идеальные, придраться не к чему. У нас таких трасс не было и близко! Мы бегали по щиколотку в снегу. Наши трассы, в сравнении с современными, вообще не были подготовлены никак. И потом: какие сейчас порошки, какие лыжи, какие смазки! А это же всё скольжение – а, значит, скорость.

Но если говорить о меткости, то мне кажется, что стрелять стали хуже. Конечно, хочется верить, что мне так только кажется… Но многие погнались за скоростью стрельбы. А, как известно, самое главное – это все-таки качество стрельбы. И это всегда было главным. Качество.

Скорость – да. Но можно на огневом рубеже на 5 секунд побыстрее выстрелить – и получить при этом два промаха. А можно – на 5 секунд дольше простоять, но зато с нулем уйти. Так что лучше? Вот и думайте.

Да, наверное, всегда будут спорить о том, когда «было лучше». Когда результаты были сильнее, а деревья – больше. Но – всё же мне кажется, что увлеклись сейчас скорострельностью. А нужно не обращать ни на кого внимания и не терять голову.

Беседовала Александра Михневич