Наталья Воробьева: Будем удивлять соперниц

482

Олимпийские игры – главное событие в жизни спортсмена. К ним готовятся годами, а порой и всю жизнь… И после победного выступления бывает очень непросто опять прийти в форму. Но Наталья Воробьева, Олимпийская чемпионка 2012 года по борьбе, не собирается останавливаться на достигнутом – и готовится к новому сезону

— Наталия, как прошел ваш первый сезон после Олимпиады?

— Я выступила на шести соревнованиях в том году. К тому же состязалась простуженная. И на чемпионате России выступила неважно, стала третьей, не попала в Казань на Универсиаду. Сказалась психологическая усталость от борьбы.

— А после Олимпиады вы разве не отдыхали?

— Дело в том, что была масса разных мероприятий, сборы, турниры, поэтому тренеры не дали мне как следует отдохнуть, расслабиться. Получилось, что весь осенне-зимний сезон я тренировалась. Но до следующей Олимпиады еще целых три года и, конечно, надо будет взять паузу, как следует отдохнуть.

— А в коммерческих турнирах вы участвуете?

— А у нас очень мало коммерческих турниров. В борьбе они редко проводятся.

— Вы попали на Олимпийские игры в 21 год, для вас это была не просто первая Олимпиада, но и первые такие крупные состязания: как вы настраивались?

— Да, для меня это действительно были первые соревнования такого масштаба, такого уровня. Ну, как настраивалась… Уже приехала на Олимпийские игры, уже отобралась. Уже столько всего сделано, всё пройдено. И, возможно, это был единственный – и последний шанс. Первый и последний… И хотелось этот шанс использовать до конца. Ну, вроде бы все получилось.

— Вам помогал настроиться тренер, кто-то еще, или вы в самой себе нашли что-то такое…

— Вокруг меня действительно было много людей, которые в меня верили. Родители, мои тренеры, подруги, друзья. Все переживали, волновались до самого последнего. И когда ты видишь, что с тобой связаны такие надежды, что люди так верят в тебя – то изнутри это только разжигает.

— А неосторожное слово или выпад со стороны недоброжелателей могли выбить вас из колеи?

— Да нет, наверное. У меня достаточно крепкая психика. Вокруг часто бывает много разных разговоров. И если слушать все, что говорят, то можно легко сломаться на ровном месте. Поэтому я особо не слушаю все эти разговоры. Нужно уметь сосредоточиться на своей важной цели, на чем-то главном для тебя.

— У вас бывает такое состояние, когда вы, кажется, можете горы свернуть?

— Да, бывает. Чаще оно бывает на крупных соревнованиях. Когда ты в хорошей форме. Ты хорошо готов. Чувствуешь себя от кончиков пальцев ног до кончиков пальцев рук. И, кажется, что ты можешь абсолютно всё. Это состояние – оно очень важно в борьбе. Когда ты уверен в себе, тогда ты хорошо борешься. И можешь победить всех.

Это состояние было на Олимпиаде. Было оно и на Чемпионате Европы, два месяца назад – когда я была в очень хорошей форме, боролась уверенно. И выступила соответственно. Это состояние говорит о правильном подводе к старту.

— Это состояние как-то видоизменяется от старта к старту, или оно одинаковое – и важно его снова ощутить, поймать?

— Нет, это состояние у меня не изменяется. Одно и то же все время. Оно узнаваемое, его надо поймать. Но поймать его можно, только если ты действительно хорошо готов.

— Соперницы тоже ведь готовятся, настраиваются, подходят к пику формы…

— Конечно, они тоже хотят выиграть, никто не приезжает на большой турнир туристом. Просто мое желание выиграть, видимо, превосходит их желание. В итоге выигрывает тот, кто лучше всего готов психологически. Кто лучше именно внутренне настроился.

Когда ты выходишь, когда у тебя есть азарт – и ты знаешь, за что именно борешься – тогда у тебя и возникает огромное желание победить. А накануне, на Чемпионате России, если честно, у меня было такое равнодушие… Апатия. Это от усталости.

— А за что вы боретесь?

— Отвечу так: для меня проще бороться за границей. Я замечаю за собой, что патриотизм присутствует. И что появляется такая гордость, когда поднимается флаг твоей страны, звучит гимн. И еще: когда на международной арене выступаешь, соперниц долго не видишь, при встрече появляется азарт и хочется победить. А здесь, в родных стенах – часто видишь всех девочек, на сборах, на соревнованиях. И они перестают быть раздражителем, тяжело бывает настроиться, на соревнованиях выходишь на ковер как на тренировку. Трудно бывает собраться, нет мотивации.

— Когда такое состояние усталости – что может помочь выйти из него?

— Во-первых, это чувство ответственности: если ты едешь на большой международный турнир, понимаешь, что из ста человек выбрали тебя одного. И тут уж, хочешь – не хочешь, а приходится выкладываться. А, во-вторых – надо просто психологически отдохнуть от всей этой обстановки, от выступлений, тренировок… Как у нас говорят – надо «проголодаться до борьбы». А то уже слишком наелась…

— Когда вы пришли на борьбу, сколько вам было лет?

— 10. Я пришла сама, с подружками: просто заглянули в секцию – и записались. Мне как-то сразу стало интересно. Особенно после первых же соревнований. Вот этот адреналин, когда ты выигрываешь, когда тебе поднимают руку и вешают на тебя медальку… Конечно, родители поначалу были не в восторге. Ведь ни они, ни моя старшая сестра не имеют отношения к спорту. А теперь во всем меня поддерживают.

— А что вас потом удерживало в спортзале, когда нагрузки стали расти, когда приходилось себя заставлять?

— Тогда я уже нашла в себе что-то, какой-то стержень, еще больший интерес – и еще большее желание быть первой. Ну, а со временем еще сильнее становились азарт и желание соперничать.

— По мере роста мастерства вы меняете приемы борьбы?

— Да. Потому что, как оказалось, соперницы уже специально стали готовиться «под меня». Они со своими тренерами изучают мои приемы, это касается не только международной арены – но и российских спортсменок, как показал недавний чемпионат страны. Так что стараюсь понемногу менять тактику. А порой и технику. Осваиваю новые приемы. И – что не менее важно – правильное подведение к ним. Пусть соперницы готовятся, сколько угодно – мы тоже не стоим на месте. Будем их удивлять!

Беседовала Александра Михневич