А.Н. Алябьев: Наша Федерация – это, прежде всего, Команда

982

Федерация Биатлона Санкт-Петербурга основана в 2007 году. В нынешнем феврале ей исполняется 7 лет. О работе Федерации рассказал двукратный Олимпийский чемпион, Заслуженный мастер спорта Анатолий Николаевич Алябьев

— Всегда, и во времена СССР, наш биатлон (тогда еще ленинградский) вносил свою лепту – поставлял кадры в сборную команду страны. Это и Ринат Сафин, и Василий Павлович Макаров, и Николай Васильевич Пузанов… Кто у нас еще…

— Вы, Дмитрий Васильев…

— Ну, да, и я, и Дима Васильев, и Володя Драчев. И Миша Кочкин, Наташа Гусева, да много было у нас. Ведь многие ребята были чемпионами мира еще по юниорам. Потом у них результаты тормознулись… С развалом Советского Союза спортивные школы стали закрываться, из них всё стали убирать, инвентарь, винтовки… К сожалению, осталась только армия. Да «Динамо». И этот развал настолько нарушил сам баланс – и в плане материальной базы, и по составу спортсменов – что очень тяжело стало.

В прежние времена были очень опытные квалифицированные тренеры. Борис Сергеев, Кикоть, Бадашко… Сейчас у нас, конечно, тоже есть хорошие тренеры. Но раньше они всё же были – более матерые, что ли; и прислушивались к ним, уважали (боялись).

— Как сейчас обстоят дела с тренерскими кадрами?

— Сейчас у нас в России есть 800 – 1000 тренеров. И многие из них, увы, не имеют никакого тренерского образования: есть рейтинг СБР. Конечно, это всё сказывается на качестве подготовки. Тренер же должен научить ребенка правильно выполнять упражнения и лежа, и стоя. А переучивать потом очень сложно. Но порой приходится. Не хочу никого обидеть, но если тренер владеет теорией и практикой – то он гораздо более грамотный, чем тот, кто сам никогда не выступал.

— Эта проблема затронула, наверное, все серьезные виды спорта – ведь именно они в первую очередь были развалены в 90-е…

— Да, был серьезный спад. Особенно заметный лет десять назад. Но в 2007 году мы организовали петербургскую Федерацию Биатлона. То есть, она и раньше как бы была, но неофициально. На бумаге числилась, одно название, а на самом деле ее и не было.

— Трудно было собрать единомышленников?

— А как-то сразу пришла команда. Первый президент – Бажанов Сергей Викторович, «Международный банк Санкт-Петербург» — сам в прошлом и лыжник, и биатлонист, мастер спорта. Потом, Житенёв Иван Вячеславович – вице-президент – тоже биатлоном занимался. Голиков Сергей – тогда был генеральным директором «Максидома», это фанат биатлона! Бондаренко Павел Валерьевич – тоже занимался спортом. Это я всё вице-президентов перечисляю. Потом, Мануйлов Сергей Петрович – он спортом не занимался, бизнесмен, но спорт знает хорошо. Володя Травин. И у нас подобралась настолько хорошая команда! И деньги появились. Вот, если взять: на протяжении 4,5 лет у нас в год уходило где-то 5 – 6 млн рублей конкретно на биатлон.

Задача была – развитие и поддержка детско-юношеского спорта.

— Сейчас эта задача осталась?

— Да, конечно. Развитие детско-юношеского спорта – задача первоочередная. Сейчас Федерацию возглавляет Дмитрий Васильев, он продолжает начатое. Задача осталась, мы от нее не отказываемся.

…Так, с самого первого года, шло развитие. Ребята стали получать стипендии, пусть небольшие, но у нас был период, когда сразу 20 человек получали стипендии. Стали мы

потихоньку выходить из кризиса, тренерам стали доплачивать. Появилась конкуренция.

И на следующий год мы в России заняли 5-е место. А Россия – это и Красноярск, и Ханты-Мансийск, Тюмень, Саранск, Ижевск, Ульяновск – сильные регионы. Стали появляться и у нас сильные ребята – Миша Кочкин, Наташа Гусева (Сорокина). Крюковы, чемпионы мира, другие.

В следующем сезоне мы стали в России уже 4-ми.

— Это уже 2009 год?

— Да, в 2009, в 2010 годах мы уже прочно вошли в пятерку. Может быть, явных лидеров у нас не было, но у нас появился крепкий состав, рядышком с лидерами мы были. Мы стабильно набирали определенное количество очков. И – работали, работали: с детьми, поднимали юношеский биатлон. У нас в Федерации подобралась хорошая команда. Мы стали покупать инвентарь, отправлять детей на сборы. Провели генеральный ремонт стрельбища СКА. Купили новые установки «Курвинен». И, конечно, результат не заставил себя ждать.

Но, к сожалению, у нас не было своего стрельбища. Такой мегаполис, большой город – и негде тренироваться. Приходилось много выезжать – в основном, в Контиолахти. Менялся и тренерский состав. К сожалению, не всегда у нас получалось и с главным тренером, и со старшим, и с другими. Кто-то справлялся, кто-то нет. Приходилось всё время разбираться.

Самое главное – что мы искоренили пьянку. Был период, когда приходилось чуть ли не жаловаться в спорткомитет, и вплоть до увольнения. Старались, конечно, им больше доверять, но это не всегда давало результат…

Но постепенно работа стала налаживаться. Тяжело, сложно – но пошло дело.

— С чем еще были сложности?

— С юношескими командами. Они были как-то обделены. Спорткомитет не мог выделять на них деньги – они же относились к Комитету по образованию. И Федерация Биатлона взялась сама им помогать, и достаточно эффективно, также Кузнецов Александр Федорович, замдиректора ШВСМ, иногда находил возможности для юношей и детей проводить учебно-тренировочные сборы.

И всё это у нас продолжалось до 2011 года. Бажанов Сергей Викторович решил уйти с поста президента Федерации: 4 года прошло. Он банкир, «Международный банк Санкт-Петербург». В свое время Валентина Матвиенко предложила ему взять под крыло гандбол. Он позвонил мне и говорит: «Лучше я займусь биатлоном, поможешь?». И я был у него помощником. Он был президентом Федерации, помогал финансово. И у нас всё получалось. И получалось, на мой взгляд, хорошо.

— Та команда и сейчас составляет костяк Федерации?

— Да, эти люди есть. Может быть, помощи уже такой нет: Сергей Викторович Бажанов отошел от дел; в 2008-м был кризис, и у многих бизнесменов дела хуже пошли. Но всё равно, ребята помогали, за это им низкий поклон – всем нашим друзьям-товарищам.

Правда, порой сами спортсмены не совсем правильно понимали роль и возможности и Федерации, и городского спорткомитета – и, бывало, обижались, и высказывались в прессе, что, мол, Федерация ничего не делает, и какие мы плохие… Ну, что тут скажешь. Вот так вкладываешься в человека и морально, и финансово – а он потом про тебя же и рассказывает ерунду… Новому президенту даже пришлось вмешиваться – и своим авторитетом расставлять всё на свои места.

Кто-то из них уехал – позвали их, пообещали, и они поехали. А на новом-то месте им ничего обещанного не дают – они там ничего не выигрывают, а только всё хуже и хуже результаты показывают. Так они уже назад просятся!

— А вы берете их назад?

— А вот я уже сказал на собрании: будем рассматривать каждый случай в отдельности. Будем смотреть, думать.

Дальше. В 2011-м мы выбрали президентом Дмитрия Васильева. По рекомендации СБР: лично и Михаила Прохорова, и Сергея Кущенко. Избрали мы его единогласно. Двукратный Олимпийский чемпион, Заслуженный мастер спорта СССР.

Первые два года, конечно, Дмитрию было очень тяжело. Он очень серьезно работал, и я его понимал, но денег не было, что сделаешь. Никакой поддержки не было. Не то, что стипендии спортсменам – а даже что-то где-то закупить необходимое – и то нельзя.

Ну, и пошли мы как-то на спад…

Мне ведь тоже в свое время предлагали возглавить, но я не пошел. Да потому что помогаешь-помогаешь, дергаешься, а денег вечно не хватало, и ходишь с протянутой рукой. В спорткомитете тоже сложности начались, еще урезали. Это по всей России такое было: по всем видам спорта потихонечку стали урезать.

— В первую очередь на чем это отразилось?

— На детях. К сожалению. И еще – у нас до 2013 года в городе не было ни одной детско-юношеской спортивной школы по биатлону. Было ШВСМ; и в области школа есть – а у нас не было. Правда, не было и мест, где проводить учебно-тренировочные сборы. СКА уже на ладан дышало… В 2009 мы – Федерация Биатлона С.-Петербурга – полностью переоборудовали стрельбище. Закупили установки «Курвинен», спортивную форму, лыжный инвентарь, крышу сделали – и ребята хоть стали тренироваться. Но тренироваться – только стрелять: асфальтовая трасса как была плохая, так и осталась.

И – всё равно, как бы тяжело ни было, но 700 – 800 тыс. рублей в год у нас было – помогали наши друзья: Ваня Житенёв, Сережа Голиков, Володя Травин, Паша Бондаренко, Сергей Мануйлов, Александр Евневич. И Федерация в свою очередь могла помогать спортсменам. Сборы, что-то купить, кому-то операцию сделать. И биатлонистам мы доплачивали.

Но шло это всё урывками, нестабильно – вот что печально. Сегодня есть у кого-то деньги – нам дали; нету денег – ну, извините, ребята, будут потом – дадим…

— В итоге удалось справиться со сложностями?

— Да, Дмитрий Васильев смог, он молодец, втянулся в работу, нашел возможность. Да и друзья биатлона, а именно председатель Правления «Максидома» Евневич Александр Анатольевич – помогает Федерации и стал спонсором Димы Малышко. Огромное спасибо ему, и ребята молодцы, они еще и Федерации помогают. Одно закупили, второе закупили; ребят отправили на первый снег на сборы – это опять миллион рублей. В настоящее время подключился Андрей Кириленко, вице-президент Федерации, недавно мы его избрали – он сразу же включился в работу.

Мы платим спортсменам стипендии. Психологически и морально это очень важно: ребята чувствуют поддержку!

— Какие планы на ближайшее будущее?

— Будем работать! Ну, конечно, нужно еще разбираться с тренерским составом. Чтобы сборная города была командой. А не сборищем. А то сейчас: пришел один тренер – привел трех человек; пришел второй тренер – привел еще двух человек. И каждый тренирует своих. Это никуда не годится. И должен быть старший тренер! Назначили его – вот он за всё и отвечает. И главное слово – за ним.

И мы пришли сейчас к тому – решили вместе с Дмитрием Васильевым, с Президиумом Федерации – что тренеров нужно обучать, проводить семинары, чтобы они могли повышать квалификацию. Они должны иметь возможность съездить на стажировку, посмотреть, как работают ведущие тренеры России. Это очень важно. Чтобы была хорошая, плодотворная работа. А то пока у нас часто – кто в лес, кто по дрова.

Я ведь ходил на тренировки, смотрел – когда мы только основали нашу Федерацию. Мне многие понравились – как работают, но больше всех – Горячев Андрей. У него много учеников было, и Наталья Сорокина – его ученица. Хороший тренер проводит тренировку – и тут же всё объясняет, рассказывает. А не то что – только сидеть в трубу смотреть. Да галочки ставить: вправо два, влево вниз.

Но над этим, конечно, нужно работать.

По нашему судейскому корпусу. Он возрос, выросли и уровень, качество работы. Пахомов Николай Иванович – председатель Коллегии судей, и он, конечно, держит планку высоко. Приятно, что сразу 9 человек от нас работают на Олимпийских играх в Сочи, судят состязания. В лыжных гонках – ни одного, к сожалению, нет и Петербурга.

Но обычно наши судьи совместно работают и на биатлоне, и на лыжных гонках, мы это не разделяем. И общие семинары уже не один раз проводили.

— За последние год-два – строится новый стадион на Муринском ручье, открылись два отделения биатлона в ДЮСШ. Но президент Дмитрий Васильев – как раз он возглавляет Федерацию 2,5 года – говорит, что основы закладывались еще раньше – всеми теми, кто развивает биатлон.

— Конечно. Та команда работала хорошо и достаточно эффективно. И результат был. Потом был какой-то спад, это было вызвано кризисом. Но сейчас всё налаживается. Если говорить по спортивным объектам. Лыжно-биатлонный стадион (Центр подготовки на базе Университета Лесгафта) до сих пор не сдан. Он вроде готов, но тренироваться там пока нельзя. Столько уже сделано – и при этом полно недоделок. А ведь это федеральная стройка, потрачено около 4 млрд. руб. Стрельбище не готово; лыже-роллерная трасса – хорошая, 5 км – но тоже не доведена до ума, и там просто страшно кататься… Но мы надеемся на лучшее, что всё же эта база будет доделана.

А у себя, на базе ВИФК (Военного института физической культуры) мы уже построили новый лыже-биатлонный стадион. Это – не федеральные деньги. Это – институт кое-что сделал: начальник генерал-майор А. А. Обвинцев очень заинтересован в развитии спорта; и Кириленко Андрей, мастер спорта по биатлону, выпускник ВИФК, вице-президент Федерации: он вкладывает деньги в биатлон, и деньги серьезные. Перспектива очень хорошая: на будущий год он собирается сделать роллерную трассу 4,5 км, осветить ее; трасса уже расширена, гомологирована; приезжал Мелихов уже не раз, смотрел – очень ему понравилось. Стадион просторный, удобно расположен, установки поставлены современнейшие, всё откалибровано.

Недавно Андрей съездил в Чайковский, съездил в Ижевск, посмотрел. И – посмотрел на команду Санкт-Петербурга: сказал, что даже стало обидно и печально, что наша команда на голову ниже. И сервисной группы нет, тренеры сами мажут. Ну, слабо, слабо у нас команда подготовлена.

Сейчас он создал Спортклуб ВИФК. Будем проводить здесь, на новом стадионе ВИФК соревнования.

На будущий год Андрей Кириленко планирует и домики построить – для переодевания, для сервис-группы. И самое главное – заасфальтировать трассы: он посчитал – это серьезные деньги, и он планирует их вложить в этот спорткомплекс. Видимо, когда частные деньги вкладываются, всё намного дешевле. И главное – делается на совесть и в сроки. У него хорошая бригада работает. И мы с Николай Иванычем Пахомовым и Славой Кузнецовым подсобляем по мере сил и возможности, в свободное время и с удовольствием.

— А уже можно подробнее узнать про Спортклуб ВИФК?

— Пока что это дело совсем новое, там есть свои секреты… Даже не то что бы секреты – а просто не хочется говорить заранее. Мы ведь только начали. Когда дело продвинется побольше – вот тогда всё и расскажем.

У нас это не слова. А если и слова – то такие, которые уже подкреплены делом.

Беседовала Александра Михневич