Александр Куракин: «Медали в эстафетах обязательно будут»

653

Меньше недели остается до главного старта сезона – Чемпионата мира. Уже третьего марта, в норвежском Холменколлене пройдет первая гонка первенства – смешанная эстафета. Чего ждать российским болельщикам от выступления нашей команды – об этом мы пообщались с вице-президентом СБР Александром Куракиным.

— Александр Николаевич, вы, как экс наставник женской сборной, России можете объяснить с чем связано столь неудачное начало сезона для наших девушек? Если бы не этап в Антерсельве ситуация была бы совсем печальной…

— Чтобы ответить на этот вопрос – необходимо находиться внутри команды. Не забывайте, что в этом сезоне пришли новые тренеры. А у каждого тренера свое видение ситуации, свои подходы и своя система подготовки, к которой девочки должны адаптироваться. Как мне видится – была проведена большая подготовительная работа, которую нужно переварить. Не исключено, что базу заложили как раз-таки с прицелом на Чемпионат мира.

— Многие эксперты склоняются к тому, что тренерский штаб женской команды не справился с работой. Ведь и результаты фактически показывает только Екатерина Юрлова, которая готовилась к сезону самостоятельно…

— Я бы все-таки не стал посыпать голову пеплом, и предлагаю подождать окончания сезона. Чемпионат мира покажет — что к чему. Но мне кажется за медали наши девушки поборются. В том числе и в эстафете.

— К слову, кого бы вы поставили в эстафетную команду?

— Сейчас сложно сказать. Необходимо посмотреть, как девчонки выступят в первых трех гонках, кто в каком состоянии будет находиться, и уже после этого определять состав. 

— Но как минимум круг претенденток у нас все-таки известен, и, как минмимум, можно порассуждать кто должен быть финишером. Многие полагают, что это Екатерина Юрлова. Вы согласны?

— Нет, я бы Екатерину «спрятал» на третий этап, а Ольгу Подчуфарову поставил на четвертый. Почему? Потому что ключевой этап в эстафете – как раз-таки, третий. Именно здесь есть шанс отыграться за неудачный старт, либо наоборот создать задел и преимущество для финиша. Катя сегодня сильна, и третий этап – это ее конек. Кстати, что касается эстафет, то очень важно еще и определять состав исходя из того, кто из соперниц бежит на аналогичных этапах. 

— Это имеет большое значение?

— Безусловно. В 90-х у сборной Германии была уникальная команда, которая едва ли не на каждом Чемпионате Мира занимала первое место в эстафете. При этом состав у них практически не менялся. А на первом этапе, если помните, всегда бегала уникальная Уши Дизл. Наши девчонки были ничем не хуже и частенько становились победительницами в личных гонках. Но вот в эстафете никак не могли победить на протяжении лет десяти. Когда мы (я, Касперович и Гурьев) пришли в команду, то стали готовить девчонок именно по этапам, под тех спортсменок с которым им предстояло бежать. И конкретным спортсменкам было задание – во время гонок находиться в непосредственном контакте с теми соперницами, с которыми предстоит бежать эстафету. Потому что контактная борьба очень нервирует и сказывается в итоге на стрельбе. В результате, на первый этап под Уши Дизл мы поставили Ольгу Пылеву, на второй – Светлану Черноусову, на третий этап, который у немок бежала Андреа Хенкель, мы поставили Галину Куклеву, и на четвертый – Альбину Ахатову. И такая расстановка сработала – наша команда впервые за много лет взяла золото. Поэтому по этапам спортсменок необходимо расставлять в том числе и исходя из состава соперниц.

— Неужели можно выяснить в какой последовательности расставят конкуренты?

— Вполне. И практически со стопроцентным попаданием. Как правило, в течении сезона, на этапах Кубка Мира все сборные обкатывают, и ищут нужное сочетание эстафеты именно к чемпионату мира. Буквально на днях я анализировал состав и выступление наших основных конкуренток на этапах Кубка Мира, и обнаружил некоторые интересные моменты.

— Расскажите.

— Вот смотрите. На этапах кубка Мира было проведено четыре эстафеты – Хохфильцене, Рупольдинге, Антерсельве и Преск-айле. Начнем со сборной Италии, которые победили в первой эстафете, после чего заняли третье место в Рупольдинге, шестое в Антерсельве и четвертое – в США. За это время команда использовала практически одних и тех же спортсменок: Витоцци, Оберхофер, Санфилиппо, Вирер. Исключение было лишь одно – в Рупольдинге на третьем этапе бежала Алексия Рунгальдерд. О чем это говорит? О стабильности. У них полностью готовая четверка, вплоть до расстановки по этапам, и они, наверняка, будут бороться за победу.

Идем далее. Сборная Германии. У них было два вторых места, причем с отставание 0,2 и 1 секунду, одно третье и один откровенный провал – 10 место. Разумеется, команда будет претендовать на победу, но вот оптимальный состав немки еще так и не нашли, поскольку в четырех эстафетах было задействовано восемь спортсменок. И вот у них состав предсказать крайне сложно. Очевидно – они его назовут после личных гонок на Чемпионате Мира.

Украина. У них было опробовано шесть спортсменок. Но что не вызывает сомнений – то, что стартовать будет Ирина Варивнец, которая, nрижды это делала, а финишировать – Елена Пидгрушная, которая была финишерам на всех четырех этапах. В четырех эстафетах сборная Украины дважды завоевывала медали, что говорит о высоком потенциале команды.

Сборная Франции. Команда одержала одну победу. Что любопытно произошло это тогда, когда в составе была Дорен-Абер. Да, как ни странно, но сильнейшая французская биатлонистка бежала всего одну эстафету. Опробовано при этом было восемь биатлонисток. Очевидно, что, как и у немецкой сборной – французские тренеры находятся в поиске. Единственное, что точно известно – первый этап побежит Жюстин Бреза, которая трижды его бежала.

Сборная Чехии. Команда одержала победу в Америке и заняла второе место в Антерсельве. Что нам известно? Что четыре раза «забойщицей» была Ева Пускарчикова, а финишировала всегда Вероника Виткова. Место Габриэлы Соукаловой тоже не вызывает сомнений, но второй или третий этап она побежит – пока неизвестно.

Сборная Норвегии. В призы не попадала, но поскольку команда выступает дома, то списывать их со счетов ни в коем случае нельзя. Первые две эстафеты команда провела одним составом, в третей были замены. Но финишер у них всегда – Экхоф.

— То есть состав с большей долей вероятности определить всегда возможно?

— Да, и уже исходя из этого пытаться определить кто из наших спортсменок сумеет навязать борьбу той или иной сопернице, и, в свою очередь, попытаться «спрятать» слабое звено. 

— Поговорим о мужской эстафетной команде. Состав Российская четверка долгое время оставался неизменным. Но результаты Дмитрия Малышко заставляют задуматься о его нахождении в составе…

— Согласен, результаты Димы Малышко огорчают. Но экспериментировать с составом эстафеты необходимо было в декабре. Сейчас что-то менять уже поздно. 

— То есть в составе эстафетной команды он должен быть?

— Думаю, об этом можно будет сказать после личных гонок, исходя из его функционального состояния.

— У вас есть объяснение, что с ним происходит?

— Малышко – старательный парень. Возможно, на него сказывается психологический груз ответственности – семья, ребенок. Но то, что он не халтурит – это факт. Ведь за него стоят горой сами спортсмены, тот же Шипулин. Коллектив не обманешь. Если где-то «сачкуешь» — все видно. В данном случае такого нет. Ребята – за него. Значит причины неудач Димы явно не в том, что он плохо работает.

— Алексей Слепов заслуженно занимает место в команде?

— Пробился в команду он полностью заслуженно. Завоевал право быть внутри сборной своим трудом. Но что-то у него разладилось. Надеюсь, Алексей найдет себя. Я несколько раз пересекался с Алексеем на сборах в Якутии, и он мне всегда нравился своим трудолюбием. Где-то, может быть, даже «перебирал» своим активным желанием быстрее добиться результата.

— Дмитрий Васильев считает, что тренеры сборной, как мужской, так и женской не достаточно активно подключают к команде молодых спортсменов. Вы, как экс наставник команды по резерву, согласны с ним?

— На все сто процентов. Наши тренеры через чур консервативны. Подключать молодежь к команде надо более активно. Посмотрите, сколько спортсменов после Олимпиады протестировала сборная Германии и сколько мы… При этом выбор молодых спортсменов у нас достаточно большой. Просто нужно давать шанс молодым ребятам, и тогда результаты обязательно начнут расти. 

Беседовал Алексей Требунских, пресс-служба Федерации биатлона СПБ